RUB 0.00
USD 0.00
EUR 0.00
oC

Добро пожаловать на сайт КГУ "Областной специализированной школы-лицея-интерната для одаренных детей ЛОРД"

Приказ об организации психолого-педагогического сопровождения в КГУ «Областная специализированная школа-лицей-интернат для одаренных детей ЛОРД» на 2023-2024 учебный год

С целью создания системно-организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-педагогические и психологические условия для обучения и развития учащихся с особыми образовательными потребностями,   в соответствии с п.п. 31 ст. 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и «Правилами психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования», утвержденными приказ МОН РК от 12 января 2022 года № 6, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить состав «Службы психолого-педагогического сопровождения в лицее ЛОРД» на 2023-2024 учебный год, включить в состав службы педагогов, прошедших курсовую подготовку по теме «Инклюзивное обучение в организациях образования» (прил.1)
  2. Утвердить должностные обязанности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (прил.2)
  3. Утвердить положение об организации деятельности службы психолого-педагогического сопровождения на 2023-2024 учебный год (прил.3)
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на зам.дир.по ВР Дубровскую И.С.

 

Приложение 1

Состав психолого-педагогической службы на 2023-2024 учебный год

ФИО

должность

1

Дубровская Ирина Сергеевна

Зам.дир.по ВР

2

Симонова Елена Геннадьевна

Педагог-психолог

3

Накенова Зура Болатовна

Социальный педагог

4

Оразалина Кульмайра Зекеновна

Врач-педиатр

5

Рура Александр Анатольевич

Классный руководитель 7в класса

Учитель физкультуры

6

Сухинина Анастасия Витальевна

Учитель английского языка

7

Ниточка Елена Николаевна

Учитель математики

8

Атаманова Махаббат Еркебулановна

Учитель казахского языка и литературы

9

Смагулова Екатерина Николаевна

Учитель географии

 

Приложение 2

Должностные обязанности участников

службы психолого-педагогического сопровождения

 

Руководитель общеобразовательной организации образования:

- издает приказ и утверждает Положение об организации психолого-педагогического сопровождения;

-  утверждает состав и должностные обязанности специалистов психолого-педагогического сопровождения;

- создает условия профессионального роста педагогов и специалистов на междисциплинарной основе;

утверждает индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП;

- список детей с особыми образовательными потребностями для психолого-педагогического сопровождения.

 Заместители руководителя организации образования:

- организуют процесс оценки образовательных потребностей у обучающихся;

- регулируют взаимодействие воспитателей/педагогов, специалистов и родителей на этапе проведения оценки образовательных потребностей и в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП;

- контролируют сбор и формирование документации специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение;

- организуют и контролируют процесс психолого-педагогического сопровождения;

- участвуют в составлении индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП, обсуждении результатов сопровождения, динамики развития воспитанника, учебных достижений обучающегося;

- включают учащихся с ООП во внеклассные и досуговые мероприятия, в целях повышения эффективности процесса индивидуального сопровождения;

- осуществляют ротацию педагогов-ассистентов в организации образования.

  Классные руководители:

-  организуют взаимодействие педагогов-предметников и родителей;

- изучают социальную ситуацию развития ребенка совместно с социальным педагогом организации образования;

- создают условия для благоприятного эмоционально-психологического климата в урочное и вне урочное время.

   Педагоги организации образования:

-  проводят мониторинг учебных достижений, с целью установления трудностей у обучающихся в освоении учебных программ;

- соблюдают профессиональную этику и конфиденциальность в отношении индивидуальных особенностей учащихся с ООП, при необходимости обращаются за консультацией к психологам, социальным педагогам или специальным педагогам организации образования;

выполняют адаптацию учебных программ, индивидуализируют процесс обучения и оценки достижений учащихся с ООП, восполняя пробелы в знаниях, умениях, навыках;

- подбирают учебники, учебные материалы, организуют учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся с ООП;

 создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях/уроках и во внеклассной деятельности с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся с ООП.

Педагог-ассистент:

-  помогает формированию у учащихся с ООП способность выполнять правила поведения на занятиях/уроках и самостоятельную учебную деятельность через индивидуальное сопровождение.

 

 

 

Приложение 3

 

Положение об организации деятельности

 службы психолого-педагогического сопровождения

 на 2023-2024 учебный год

 

Настоящее Положение разработано в соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования»

       Психолого-педагогическое сопровождение реализуется в соответствии с Уставом лицея, нормативными правовыми актами в области образования и науки, настоящим Положением, договором между организацией образования и родителями учащихся с ООП. Педагоги психолого-педагогического сопровождения входят в состав педагогического совета организации образования, участвуют в работе методических объединений.

 

  1. В настоящем Положении используются следующие понятия:

      1) специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально-развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностям;

      2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;

      3) оценка особых образовательных потребностей – определение необходимых специальных условий для получения образования;

      4) психолого-педагогическое сопровождение – системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе оценки особых образовательных потребностей.

 

  1. Психолого-педагогического сопровождение включает в себя:

      1) выявление и оценка особых образовательных потребностей учащихся с ООП;

      2) консультативно-методическая помощь педагогам и семье учащихся с ООП;

      3) создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения, развития и социализации учащихся с ООП;

     

  1. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют педагоги и специалисты организации образования.

 

  1. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основании оценки образовательных учащихся с ООП

      1) с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений);

      2) с барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска, дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов).

       3) с ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).

 

  1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ООП осуществляется педагогами в процессе уроков, а также специальными педагогами, психологами, социальными педагогами, педагогами-ассистентами при организации индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий на основе оценки особых образовательных потребностей и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций (далее – ПМПК).

      Психолого-педагогическое сопровождение категорий учащихся с ООП, указанных в подпунктах 1) и 2) осуществляется педагогами в процессе занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам, а также педагогами-психологами, социальными педагогами на основе оценки особых образовательных потребностей, выполненной педагогами в сотрудничестве с педагогом-психологом и социальным педагогом.

   

  1. Содержание психолого-педагогического сопровождения включает следующие социально-психологические и педагогические условия:

       1) изменения учебного плана и учебных программ в виде адаптации общеобразовательных учебных программ или составления индивидуальных учебных планов и программ;

       2) изменения способов оценивания результатов обучения (достижений ученика). При изменении способов оценивания подбираются контрольные задания и критерии оценивания с учетом индивидуальных возможностей учащегося и с учетом содержания реализуемой учебной программы;

      3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения. Форма или способ применения методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности ученика (уменьшение объема, количества заданий, сокращение или увеличение времени на выполнение заданий, упрощение учебных заданий, использование коротких и поэтапных инструкций, проговаривание заданий вслух, предоставление образцов выполнения заданий, таблицы, справочные материалы).

      4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов. Специальные учебники, рабочие тетради и учебные материалы используются для детей с нарушениями зрения (книги с укрупненным шрифтом, учебные пособия для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля; рельефные рисунки, схемы, специальные муляжи), опорно-двигательного аппарата (прописи с крупным шрифтом), слуха (учебные пособия с использованием символов (жестовой речи), видеоматериалы с титрами, учебные компьютерные программы), нарушениями интеллекта. Учебники и учебно-методические комплексы, изданные для специальных школ соответствующего вида;

      5) выбор формы обучения. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной группе/классе, в специальной группе/классе общеобразовательной организации или в специальной дошкольной организации, в специальной школе (с согласия родителей и по рекомендации ПМПК), на дому (по заключению врачебно-консультационной комиссии (ВКК));

      6) создание безбарьерной среды и адаптация места обучения для обеспечения физического доступа в организацию образования для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями: 1) с ограниченной мобильностью (подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул), места общего пользования (туалет, столовая)), 2) с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих) (тактильные дорожки, тактильные указатели, перила), 3) с нарушением слуха (визуальные таблицы, звукоусиливающая аппаратура). Адаптация учебного места предполагает приспособление среды обучения под индивидуальные особенности лиц (детей) с особыми образовательными потребностями (физические особенности (слух, зрение), поведенческие особенности);

       7) использование технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения для обучающихся с ограниченными возможностями (нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи).

       8) специальная психолого-педагогическая поддержка (психолога, специального педагога, педагога-ассистента) детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе заключения и рекомендации ПМПК.

 

  1. Деятельность педагога-ассистента, специального педагога

Решением заседания психолого-педагогического сопровождения услуги педагога-ассистента, обучающимся с легкими поведенческими проблемами и трудностями адаптации в классе, предоставляются только на одну четверть. Дальнейшая потребность в помощи педагога-ассистента определяется ПМПК.

 Потребность в помощи педагога-психолога или специального педагога определяется оценкой психолого-педагогического сопровождения организации образования.

  Специальные педагоги, педагог-ассистент реализуют и участвуют в оценке образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, в том числе индивидуальных учебных планов, индивидуальных/адаптированных учебных программ, индивидуально-развивающих программ, проводят индивидуальные, групповые, подгрупповые развивающие занятия.

Для проведения подгрупповых (2-4 ребенка), групповых (6-8 детей) занятий специальные педагоги объединяют лиц (детей) с особыми образовательными потребностями по принципу общности содержания индивидуально развивающих программ. Количество индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий в неделю для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями устанавливается с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Продолжительность индивидуального, подгруппового и группового занятия организованной учебной деятельности для каждой возрастной группы детей с особыми образовательными потребностями составляет 45 минут.

При наличии 4-6 детей с поведенческими нарушениями в специально оборудованном помещении (кабинете) проводятся занятия, направленные на преодоление трудного поведения с использованием современных методов, технологий и приемов (в том числе на основе принципов прикладного анализа поведения).

Для проведения индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий кабинеты специалистов оснащаются оборудованием и учебно-дидактическими материалами.

    

  1. Условия организации психолого-педагогического сопровождения

 1) Объем и содержание психолого-педагогического сопровождения, в котором нуждается ребенок, соответствует оценке особых образовательных потребностей, проводимом несколько раз в течение учебного года.

2) Для создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями в организации образования создаются специальные группы/классы.

3) Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в том числе психолого-педагогическая оценка образовательных потребностей, осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года.

4) Контроль процесса психолого-педагогического сопровождения осуществляет администрация организации образования на основе нормативных правовых актов, должностных обязанностей участников образовательного процесса.